Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

В профсоюзный уголок

 

30 декабря 2012 года Президент России Владимир Путин подписал закон «Об образовании в Российской Федерации».

Работа над документом длилась больше трех лет. Проект закона прошел не только многочисленные экспертные обсуждения, но и общественные слушания в интернете. На специальный сайт поступило около 11 тысяч комментариев, в Комитет Госдумы обратились 600 тысяч граждан, и поступило более 40 тысяч коллективных сообщений.

Активную работу по закреплению в законе социально-экономических прав и гарантий работников образования и обучающихся проводил и Общероссийский Профсоюз образования. Большинство предложений Профсоюза нашли отражение в Законе, который был подписан 30 декабря 2012 года Президентом России Владимиром Путиным.

1. Законодательно закреплен принцип установления заработной платы педагогических работников образовательных организаций всех типов на уровне не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены образовательные организации.

2. Сохранено право педагогических работников на досрочное назначение трудовой пенсии.

3. Сохранено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, как это закреплено в статье 55 ныне действующего Закона РФ «Об образовании».

4. Основные права и социальные гарантии, установленные для педагогических работников, распространены на руководителей образовательных организаций и их заместителей, такие как:

  • право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

  • право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

  • право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг для проживающих и работающих в сельской местности.

5. Предусмотрен учет мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении. В отношении всех других образовательных организаций процедура их реорганизации и ликвидации возможна только с согласия специальной комиссии по оценке последствий такого решения, которая создается и действует в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации.

6. Профсоюз добился включения в закон принципа участия работников и обучающихся (студентов) в управлении образовательной организацией через свои профессиональные союзы обучающихся и работников как представительные органы. Этот принцип нашел отражение в специальной статье 26 закона, посвященной вопросам управления образовательной организацией, где перечислены профессиональные союзы работников и обучающихся образовательной организации как субъекты этого процесса.

7. Предусмотрено установление размеров должностных окладов по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования путем включения в них размеров надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней.

8. Размеры ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями включаются в должностные оклады педагогических работников, установленные по состоянию на 31 декабря 2012 года.

9. В соответствии требованиями Профсоюза предусмотрено право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование не реже чем одного раза в 3 года за счет средств работодателя, а не раз в 5 лет, как это предусмотрено действующим законодательством.

Обращаем особое внимание на то, что предоставление права на дополнительное профессиональное образование не реже чем один раз в 3 года для педагогических работников связано, в первую очередь, с утверждением федеральных государственных образовательных стандартов, с возросшими требованиями к уровню квалификации и овладению педагогическими работниками новыми компетенциями, предполагаемым принятием профессиональных стандартов по должностям педагогических работников.

10. В законе закреплены меры социальной поддержки и стимулирования для обучающихся (студентов), в том числе касающиеся порядка установления размеров стипендии (академической и социальной), а также порядка установления платы за пользование жилым помещением и коммунальными услугами в общежитии для обучающихся.

Обращаем внимание, что все эти меры будут устанавливаться только с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации студентов, в связи с чем от указанных профсоюзных организаций будет во многом зависеть конкретный размер стипендий и стоимость оплаты за общежитие и коммунальные услуги.

При этом размер государственной академической или социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам не может быть меньше норматива, установленного для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований.

11. По предложению Профсоюза, в принятом Федеральном законе введена статья 41 «Охрана здоровья обучающихся», в которой отражены положения по обеспечению безопасности обучающихся в образовательной организации, в том числе вопросы, связанные с расследованием несчастных случаев и проведением санитарно-противоэпидемиологических мероприятий.

Кроме того, по инициативе Профсоюза были внесены также дополнения в статьи 28 и 48 Закона, в которых определена ответственность образовательной организации за жизнь и здоровье обучающихся и работников во время образовательного процесса, а также сохранение социальных гарантий и компенсаций педагогическим работникам, таких как сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск и повышенная оплата труда за работу во вредных и опасных условиях.

12. Сохранены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и дополнительного образования, общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях путем предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, законодатель наделил полномочиями органы государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования непосредственно в муниципальных дошкольных образовательных организациях путем предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Закон вступает в силу 1 сентября 2013 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.


 

Об изменениях в пенсионном законодательстве

 

С 2002 года для граждан России 1967 года рождения и моложе со взносов работодателей формируются две части их будущей пенсии - страховая часть и накопительная часть: общая сумма взносов работодателей в Пенсионный фонд России с 1 января 2012 года составляет 22% от зарплаты работника, 16% из них идут в страховую часть пенсии, остальные 6% - в накопительную. В 2012 году экспертное сообщество признало, что пенсионные накопления сегодня управляются ПФР крайне неэффективно. Президент РФ поручил подготовить проект реформ в пенсионной системе до 1 октября 2012 года. В августе Министерство труда и социальной защиты опубликовало Стратегию развития пенсионной системы РФ до 2030 года, в которой, среди прочих мер, предлагалось сократить взнос в накопительную часть с нынешних 6% до 2% в пользу страховой части пенсии. Против такого существенного сокращения накопительной части высказались Профсоюзы бюджетной сферы. В конце октября глава правительства Дмитрий Медведев заявил, что накопительный элемент нынешней пенсионной системы себя не оправдал и нуждается в изменении. Уже в ноябре правительство оформило сокращение накопительной части в виде поправок к законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам обязательного пенсионного страхования» и проекту бюджета Пенсионного фонда РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Позже Президент поддержал этот законопроект, но предложил не отказываться от накопительного компонента пенсии, а сохранить гражданам возможность выбора, оставаться в накопительной системе или нет. Правительству было поручено в срок до конца первого полугодия 2013 года доработать пенсионную формулу, вступление закона в силу перенесено на январь 2014 года.

В результате 23 ноября 2012 года Госдума приняла поправки в законодательство о перераспределении пенсионных тарифов с января 2014 года. В соответствии с изменениями, предлагается снизить отчисления в накопительную часть пенсии с 6% до 2%, перераспределив оставшиеся 4% в страховую часть пенсии. Согласно поправкам, те, кто захочет остаться в накопительной части, смогут в течение 2013 года написать заявление и оставить 6% тарифа в накопительной части. Если не писать заявление, тогда по умолчанию, по истечении 2013 года 4% тарифа будут перераспределены в страховую часть. Это касается только тех граждан, чьи накопления инвестируются Внешэкономбанком. Для тех, кто выбрал НПФ или частную управляющую компанию, по умолчанию остаются 6% накопительного взноса, которые, согласно закона, продолжает перечислять работодатель. Застрахованному лицу остаётся только принять решение и распорядиться своей накопительной частью пенсии до 30 декабря 2013 года.

За информацией по передаче накопительной части пенсии в НПФ «Образование и наука» обращайтесь к председателю профсоюзной организации или в областной комитет профсоюза по тел: 422-61-50.


 

Пенсионная система: что ждет россиян в 2013 году?

 

В пенсионной системе России в 2013 году произойдет ряд событий и изменений, которые коснутся будущих и нынешних пенсионеров, а также российских работодателей.

Трудовые пенсии российских пенсионеров в 2013 году будут повышаться два раза. Первая индексация пройдет 1 февраля - трудовые пенсии вырастут на показатель уровня инфляции в РФ за 2012 год (ориентировочно на 6,5-7%), второй раз - 1 апреля - на более чем 3%. В августе произойдет традиционный перерасчет трудовых пенсий работающих пенсионеров.

Размер материнского капитала 1 января проиндексирован на 5,5% и теперь составляет 408 тыс. 960 рублей. Расширение перечня направлений использования средств материнского капитала не планируется.

Гражданам моложе 1966 г.р., формирующим пенсионные накопления, в 2013 году будет предоставлена возможность изменить тариф страхового взноса на накопительную часть пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо снизить его до 2%, тем самым увеличив страховой тариф в солидарную часть с 16% до 20%. То есть каждый гражданин моложе 1966 г.р. может сделать выбор процента отчислений со своего фонда оплаты труда на формирование пенсионных накоплений - 2% или 6%.

Если гражданин в течение 2013 года свой выбор не сделает, то с 2014 года по умолчанию будут действовать следующие правила. У «молчунов», то есть тех граждан, кто никогда не выбирал управляющую компанию или НПФ для формирования пенсионных накоплений, с 2014 года накопительная часть пенсий будет формироваться на основе 2%-го перечисления страховых взносов в накопительную часть пенсии. Если «молчуны» хотят сохранить накопительный тариф в размере 6%, в течение 2013 года им нужно написать соответствующее заявление в ПФР о перераспределении либо о переводе средств пенсионных накоплений в НПФ или УК.

Также стоит отметить, что 2012 год стал последним, когда Пенсионный фонд рассылал гражданам «письма счастья» - извещения о состоянии их индивидуальных лицевых (пенсионных) счетов в системе обязательного пенсионного страхования за предыдущий год. С 2013 года граждане могут узнать о состоянии своих пенсионных счетов через единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. В то же время, если гражданин по-прежнему хочет получать «письмо счастья», он должен написать соответствующее заявление в Пенсионный фонд. ПФР подготовит выписку из индивидуального лицевого счета и направит ее в адрес гражданина почтовым отправлением.

Отказ от рассылки «писем счастья» позволит сэкономить более 3 млрд. рублей, которые пойдут на увеличение накопительной части пенсий россиян.

В 2013 году Пенсионный фонд продолжит выплачивать средства пенсионных накоплений. Если гражданин уже является пенсионером или имеет право на назначение трудовой пенсии и при этом имеет средства пенсионных накоплений (накопительная часть), то ему следует обратиться в ПФР за соответствующей выплатой. Если гражданин формирует свои пенсионные накопления через негосударственный пенсионный фонд, то с заявлением следует обратиться в соответствующий НПФ.

Также важно отметить, что до окончания вступления в Программу государственного софинансирования пенсии остается менее года. Чтобы рассчитывать на софинансирование со стороны государства, необходимо вступить в Программу и сделать первый взнос до 1 октября 2013 года.

Вступить в Программу государственного софинансирования пенсий может каждый россиянин - участник системы обязательного пенсионного страхования (а фактически каждый работающий гражданин - участник этой системы). Делать взносы в рамках Программы можно помесячно или разовым платежом, причем как через бухгалтерию своего предприятия, так и через любой банк. Государственное софинансирование выделяется в течение 10 лет с момента внесения гражданином первого взноса в пределах от 2 000 до 12 000 рублей в год.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"